Бронепоезда защищали Ливны от немцев
Бронепоезда защищали Ливны от немцев
До сих пор малоизвестной остается история участия бронепоездов в операциях по защите г. Ливны и освобождению от немцев Ливенского края в годы Великой Отечественной войны.
15 ноября 1941 года на сто сорок седьмой день войны, командование вермахта начало второе генеральное наступление на советскую столицу. Части 2-й немецкой армии в полосе Юго-Западного фронта, имея пятикратное превосходство в живой силе и технике, заняли Ефремов. 25 ноября они захватили Верховье и Ливны.
Но уже 7 декабря началась Ливенско-Елецкая наступательная операция, в ходе которой и Ливны, и Верховье были освобождены от немцев. Однако нынешняя территория Ливенского района частично была еще занята фашистами.
Завязались вялотекущие оборонительные бои. Но это было затишье перед бурей. Наше командование знало о готовящейся немецким командованием летней наступательной операции "Блау", целью которой был Воронеж. А взятие Воронежа позволяло немцам попытаться в очередной раз развить наступление на Москву, а главное создать плацдарм для наступления на Юг с целью захвата бакинских нефтяных промыслов.
Зная эти замыслы немцев, советское командование в мае 1942 года для укрепления обороны на стыке 13-й и 40-й армий Брянского фронта сформировала, в том числе, подвижную броневую группу. В нее входили бронепоезда 38, 45, 62-го ОДБП и 377-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона.
На участке Верховье - Ливны — Мармыжи для совершения внезапных огневых налетов на врага курсировали два бронепоезда 45-го отдельного дивизиона. Один из них — «Комиссар Лестев» — до этого, зимой 1942 года, уже участвовал в боях за Москву.
***
Здесь мы несколько отвлечемся от повествования о боевых действиях и расскажем о том, что представлял из себя бронепоезд «Комиссар Лестев», воевавший на ливенской земле, на перегоне Верховье – Ливны-Мармыжи.
В ноябре 1941 года в вагонном депо станции Подмосковная рабочие построили бронепоезд, который назвали «Комиссар Лестев» в честь погибшего накануне под Москвой дивизионного комиссара, начальника политуправления Западного фронта Дмитрия Александровича Лестева, героя Халхин-Гола и Финской войны.
В состав этого поезда входили бронированный паровоз, тендер, две бронированные площадки с башнями, контрольная площадка, вагон для команды, классный вагон, вагон-баня, санитарный вагон, вагон-кухня. Бронепоезду придана бронированная дрезина, сделанная рабочими депо им. Ильича. Бронепоезд был оснащен четырьмя пушками 76 мм, одной пушкой 45 мм, двумя противозенитными пулеметами, 8 бортовыми пулеметами. Бронедрезина была вооружена пушкой. Железнодорожники не только построили этот бронепоезд, но и выделили в состав его боевой команды 28 добровольцев-машинистов, пулеметчиков, артиллеристов. Комиссаром бронепоезда назначен заместитель начальника депо, один из основных руководителей строительства поезда т. Сухорукое .
***
Жизнь бронепоездов в силу своей привязанности к железнодорожным путям была нелегкой. Особенно опасны для них были атаки вражеской авиации. Не раз в районе станции Ливны фашистские самолеты нападали на бронепоезда 45-го дивизиона. По воспоминаниям очевидцев, при налетах немецкой авиации на бронепоезда в районе города, они прятались от фашистских стервятников на территории ливенского известкового завода, уходя туда с основной трассы по заводской ветке под защиту высоких холмов, состоящих из девонского известняка.
Но не всегда это получалось. Однажды на бронепоезд старшего лейтенанта Воронцова в течение трех часов были совершены четыре массированные атаки с воздуха. Гитлеровским летчикам удалось разрушить железнодорожное полотно спереди и сзади бронепоезда, разбить все зенитные площадки. Бронепоезд погиб. Лишь немногим удалось покинуть его горящие площадки.
Но второй бронепоезд, которым командовал старший лейтенант Ф. А. Николаенко, сохранил боеспособность и продолжал бить фашистов. Неоднократно военное командование объявляло благодарность его мужественному машинисту С. Е. Чувилину.
С сентября 1942 г. Бронепоезд «Комиссар Лестев» был уже в составе 48-й армии Брянского фронта и продолжал участвовать в боях на территории нынешнего Ливенского района до начала 1943 года, когда большинство бронепоездов были переброшены в район Орла. Шла подготовка к Орловско-Курской битве.
Старший научный сотрудник
Ливенского краеведческого музея Ю. Бондарев