2014-10-21 15:52:41
Становление основ духовно-нравственной культуры народов России: муниципальный аспект.
Современная тревожная геополитическая ситуация ни в коей мере не должна отвлечь российское учительство от своего предназначения: быть достойными того служения, которое волею судеб несёт во благо мировой цивилизации наше Отечество. А это значит, что нет времени на раскачку и набившие оскомину дискуссии: быть или не быть предметам, несущим духовность вопреки разлагающим неокрепшую детскую психику культурным суррогатам или псевдокультурным изыскам.
В далёком 1914 году российское общество с надеждой на гражданский мир, сплочение народов восприняло введение для детей нового предмета – «Гражданской культуры». Революционный вал, до основания разрушивший «старый мир», последующие испытания войной, разрухой, гонкой вооружений, «холодной войной» - всё это никак не способствовало заботе о подлинной духовности, вбивало клин между её светскими и конфессиональными ипостасями. После распада СССР накопившиеся проблемы обнаружились со всей остротой. Более того, перед страной, которую объявили «империей зла», задавили «чумой шифоньеров», обрушением цены на нефть и отправили «на свалку истории» под лицемерные вопли о защите прав человека, не церемонясь, раскрыли свои главные козыри: изощрённая психотронная обработка с целью навсегда отбросить Россию в кильватер евроазиатского мира, заставить её примириться с ролью послушного исполнителя воли заокеанских финансовых воротил, ввергнуть в ссоры с бывшими союзными республиками. Вот почему педагогическое сообщество и родительская общественность старинного русского города-крепости Ливны с большим воодушевлением восприняли появление нового предмета – «Основ мировых религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), рассматривая его как «первую ласточку» новой предметной области - «Основы духовно-нравственной культуры народов России», призванной подвести незыблемый духовный фундамент под российское образование, стряхнуть разношёрстный идеологический мусор, в полной мере способствовать всестороннему развитию заложенных в ребёнке способностей, направляя их в позитивное русло. Данный предмет и данная предметная область как нельзя кстати подошли к муниципальной концепции детского индивидуального здоровья, рассматриваемого как гармонию интеллектуально-эмоциональной, соматико-физической, психолого-социальной и духовно-нравственной комфортностей, не оказывающей деструктивного воздействия на окружающих. До введения ОРКСЭ в 4 классы (востребованными оказались модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры») дети вынуждены были довольствоваться 8-часовыми модулями по «Основам православной культуры» с 5 по 7 класс в рамках регионального компонента базисного учебного плана.
Каковы первые результаты преподавания нового предмета? Они обнадёживают: стараниями учителей, прошедших специальные курсы при Орловском областном институте усовершенствования учителей, предмет ОРКСЭ стал одним из самых любимых, на котором можно, не таясь, высказать свою точку зрения по любому вопросу, а главное – можно рассуждать, не боясь отрицательной отметки. Именно учителя ОРКСЭ оказываются желанными гостями на мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, проводимых их коллегами из старших классов. Стало налаживаться благотворное взаимодействие с православными священниками. Всё это вместе взятое позволяет сделать вывод, что четвероклассники получают своего рода прививку против ксенофобии всех мастей, экстремизма в его разноликих проявлениях. А это – важно, ведь не секрет, что, например, в татуировках, к сожалению, насаждаемых в молодёжной среде, всё чаще стала появляться откровенно фашистская символика.
Любопытно, что при выборе модулей ОРКСЭ вначале превалировали «Основы светской этики», сейчас, спустя два года, на начало нового учебного года, наоборот, из 554 семей четвероклассников «Основы светской этики» выбрали 177 семей учащихся, тогда как «Основам православной этики» отдали предпочтение 377. Проведённые собеседовании с родителями учащихся показали, что это не случайно: прежде всего (что не удивительно для города, много сделавшего для защиты государств Российского от внешней угрозы) ценится, что именно благодаря православию России удалось удержаться в её теперешних границах; наиболее просвещённая часть родителей именно через соборное единение видит путь к индивидуальной свободе личности; даже выбирая «Основы светской этики», родители лицеистов и гимназистов, зная, что в их роду были «дети боярские», «новики», мечтают о возрождении былого дворянского благородства и православного благочестия.
Убеждён: при всём уважении к выбору родителей учащихся 4-х классов, да ещё при намечающемся внимании к духовно-нравственной культуре в последующих классах, необходимо, чтобы при выборе в одной школе, например, двух модулей ОРКСЭ дети получали хотя бы краткое представление, что же являет из себя другой, не выбранный родителями, модуль. Это и будут первые азы диалога культур, пусть даже на местном, краеведческом материале. Кстати, даже осознав, что при отсутствии качественных учебников и методических пособий по «Основам светской этики» подготовка к уроку может доходить до 4-5 часов, надо поставить дело так, чтобы данный модуль не исчезал из наших школ. А это вполне может произойти, тем более, что его нацеленность на олимпиаду по предмету «Мировая художественная культура» - проблематична, тогда как модуль «Основы православной культуры» удачно вписался в олимпиадное движение.
В становлении духовно-нравственной культуры на муниципальном уровне есть одновременно и надёжный ориентир, и вектор развития: это определённый государством нормативный инструментарий. Прежде всего – это Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения и, конечно же, закон «Об образовании в Российской Федерации». Нацеливая педагогов на формирование российской гражданской идентичности, на воспитание уважения к культуре и духовным традициям своего народа, данные документы обращают внимание, что под духовными ценностями, особенностями формирования духовно-нравственной культуры понимаются и морально-нравственные установки традиционных или централизованных религиозных организаций. Другими словами, одной светской духовности в условиях того геополитического вызова, который брошен России – недостаточно. А это значит, что термин «Святая Русь» в условиях нашего региона перестаёт быть отвлечённым богословским понятием и становится мощным сплачивающим духовным фактором.
Недавнее образование Ливенско-Малоархангельской епархии Русской Православной Церкви открывает новые горизонты в возрождении исконно духовных начал русского народа в их региональной составляющей, озаряет неброским «светом невечерним» память о Феофане Затворнике и отце Сергии (С.Н.Булгакове), даёт душевную силу и крепость ныне зравствующим жителям города Ливны и его округи и, надеюсь, позволит педагогическому сообществу нашего города научиться отличать зёрна от плевел в ставшем таким нелёгким педагогическом труде и продолжающемся творческом поиске.
Главный специалист отдела развития системы образования администрации г.Ливны В.А.Федяков
18.11.2024
Состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов
Все школы города представили участников в разных номинациях.
18.11.2024
В Ливнах прошло открытое лично-командное первенство города по рукопашному бою
В открытых соревнованиях приняли участие более 500 спортсменов.
15.11.2024
Ливенцы отправились на Всероссийский чемпионат «Юный Кулибин – 2024»
В соревнования по виртуальной робототехнике вступают ребята из школы №2.